Право на защиту в военном суде | Юрисконсульт

Право на защиту в военном суде

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право на защиту в военном суде». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Правовая защита военнослужащих гарантирована законодательством через возможную подачу официального заявления соответствующим органам власти, к которым относят:

  • военную прокуратуру;
  • административный орган;
  • военный гарнизонный суд;
  • также можно обратиться за помощью военнослужащие могут к Уполномоченному, отвечающему за вопросы о правах человека на территории Российской Федерации
  • подать жалобу Президенту, как высшему главнокомандующему нашего государства.

Официальное обращение в административный орган власти гарантированно рассмотрит спорный вопрос, затронувший защиту прав, в скором времени. При этом направленное заявление с жалобой о существующем правонарушении не всегда рассматривается в административном предварительно порядке.

Насколько показала практика рассмотрение военных дел – социальная защита военнослужащих и остальные соответствующие вопросы больше остаются на рассмотрении судебных органов власти, у которых ведущая роль этого дела.

ВНИМАНИЕ: смотрите видео с советами, как получить жилье военнослужащим, расторгнуть контракт и отстоять свое право. Подпишитесь на наш канал YouTube и через комментарии к ролику Вы сможете бесплатно советоваться с военным юристом по решению своей проблемы.

Военный юрист / Консультации Военнослужащих /Помощь призывникам/ /Услуги в суде/

Большинство случаев, когда необходимо защищать права служащих, связанны обычно с непосредственным увольнением. Сама увольнительная процедура служащего считается довольно ответственным делом, достаточной сложности. Ввиду не соблюдений свода правил, соответствующих нормативов возможно оспаривание увольнения и последующее служебное восстановление, получение компенсации за увольнительный срок, который впоследствии был признан не законным. Защита прав военнослужащих гарантировано предоставит все причитающиеся социальные льготы, компенсации по окончанию увольнительной процедуры.

Лишь военные суды компетентны в решении увольнений служащих. Защита чести и достоинства военнослужащего будет рассмотрена лишь при направлении запроса после увольнение сроком в 3 месяца при обращении в суд. Исключениями могут стать перечни личных составов.

Служащие обязаны знать о следующих важных моментах при решении вопроса об увольнении:

  1. При контрактной службе процедура увольнения возможна только с согласием служащего до приобретения прав на получение пенсии. Ситуации, предусмотренные законы считаются исключением.
  2. Если служащий нуждается в улучшенных жилищных условиях, а служебный срок превысил период – 10 лет. Таких военнослужащих просто нельзя уволить, не имея соответствующего официального согласия, без соответствующей выдачи необходимой постоянной жилплощади. Служащий получит гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих при полном рассмотрении дела.

Свобода и права каждого человека – это наивысшая ценность. Никто и ничто не имеет права ущемлять личность и достоинство иного лица. Все это касается каждого из нас и, безусловно, военнослужащих. Кроме того, у них данные понятия находятся под особой государственной защитой. А это значит, что существуют определенные меры, при которых начинает действовать защита чести и достоинства военнослужащего.

Более того, у каждого есть свое понимание таких качеств, как честь, достоинство и репутация, которое не всегда может совпадать с общим мнением. Так определяется индивидуальное понимание значимости и ценности как для самого военнослужащего, так и для окружающих. Отметим, что главными способами посягательства на ценности личности, при которых требуется защита свободы, чести и достоинства военнослужащих, являются:

  • клевета – умышленная передача неправдивых сведений;
  • оскорбление – унижение человека иным лицом.

Каждый способ посягательства на личность предусматривает правовые основы защиты чести и достоинства военнослужащих, выражающиеся в таких видах ответственности:

  • административная;
  • уголовная;
  • гражданско-правовая.

Какая из них будет применена в конкретном случае, зависит от тяжести нанесенного морального ущерба.

Как действовать в той или иной ситуации?

Оскорбление солдата — это унижение чести и достоинства военнослужащего. Т.е. это когда один военнообязанный оскорбляет другого, данная ситуация может произойти между командиром и подчиненным, и наоборот.

Устав Вооруженных Сил страны предусматривает:

  • каждую личность необходимо уважать;
  • унижения недопустимы;
  • соблюдение правил воинской вежливости;
  • отдание чести.

Поэтому оскорбление военнослужащего начальником или наоборот является преступлением.

Порядок защитных чести и достоинства военнослужащего, если нанесено оскорбление военнослужащего офицером или наоборот, можно определить следующим образом:

  • применение нормативно-правовой базы;
  • совокупность средств по защите интересов экономического характера;
  • определение порядка социальной защиты ценностей духовного значения;
  • усовершенствование управленческой системы (содействие в решении вопросов, когда имело место оскорбление военнослужащего командиром или наоборот).

Каждый должен понимать, что может отстаивать свои права, и делать это нужно достойно. При необходимости при возникновении проблем следует проконсультироваться с опытными специалистами.

Не все юристы готовы браться за данную категорию дел. Военнослужащие представляют отдельную категорию лиц, на которых не распространяются нормы гражданского права.

Наши опытные военные адвокаты и юристы успешно отстаивают полномочия своих доверителей, опираясь на военно-правовые акты, законы и постановления правительства. С нами правовая и социальная защита военнослужащих пройдет профессионально.

Читайте еще о работе военного юриста:

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными законами.

Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то законами и иными нормативными правовыми актами.

Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами.

Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами.

Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира.

Военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.

Военнослужащим запрещено участие в забастовках и иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы.

Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии. Участвовать в богослужениях и религиозных церемониях они могут в свободное от военной службы время как частные лица. Создание религиозных объединений в воинской части не допускается. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира.

Военнослужащие в соответствии с Конституцией России, федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления. Они могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не разрешается обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории РФ, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.

За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Для жилищного обеспечения военнослужащих предусмотрена льготная накопительно-ипотечная система.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе:

  • на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов),
  • бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях.

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.

В случае гибели (смерти) военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы (на военных сборах), либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (окончания военных сборов или отчисления с них), членам их семей выплачивается единовременное пособие в размере 120 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия, или в ином размере, определенном федеральным законом.

Членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы), считаются:

  • супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы;
  • родители военнослужащего;
  • дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, — до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

Обязательным условием для выплаты пособия является наличие причинной связи между полученным увечьем или заболеванием, ставшим причиной смерти, и исполнением обязанностей военной службы.

Дети погибших военнослужащих имеют право на ежемесячное пособие. Право на это пособие имеют:

  • дети военнослужащих, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы;
  • дети сотрудников органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении служебных обязанностей;
  • дети лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях, перечисленных выше).

Граждане, находившиеся на иждивении погибшего военнослужащего, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца.

При досрочном увольнении военнослужащих, проходивших службу по призыву, (граждан, призванных на военные сборы) с военной службы (отчислении с военных сборов) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия, или в ином размере, определенном федеральным законом.

Военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд. Неправомерные решения и действия (бездействие) органов военного управления и командиров могут быть обжалованы военнослужащими в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами.

Услуга Средняя стоимость
Юридическая консультация по военным делам 1 000 р.
Составление и подача заявлений и жалоб в военные суды от 5 000 р.
Составление искового заявления по делу, связанному с защитой прав военнослужащих от 5 000 р.
Решение вопросов, связанных с проблемами призыва, отсрочек от службы в армии по состоянию здоровья в досудебном порядке от 15 000 р.
Разрешение правовых проблем военнослужащих в области трудового законодательства от 25 000 р.
Разрешение правовых проблем военнослужащих, связанных с жильем от 25 000 р.
Представление интересов военнослужащего в суде по гражданскому делу от 30 000 р.
Представление интересов военнослужащего в суде по уголовному делу от 45 000 р.
Обжалование приговора/решения суда по делу от 30 000 р.
Защита военнослужащих по административным делам от 15 000 р.

Имею право на защиту в уголовном процессе

Самым распространенным вопросом на консультации среди военнослужащих — жилищный вопрос. Именно в этой области чаще всего происходят нарушения военного законодательства. Например до сих пор не сдан в эксплуатацию целый микрорайон на улице Левобережная города Москвы. Тысячи семей военных остались без жилья. К сожалению этот вопрос решить без политической воли не удастся. Никакие круглые столы с участием представителей МинОбороны не помогают.

Также довольно часто к нам обращаются за защитой от преследования по уголовным делам против военной службы. В первую очередь — по делам об утрате или умышленном уничтожение или повреждение военного имущества. Также по делам связанным с уклонением от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами. Мы достаточно эффективно осуществляем защиту по всем видам уголовного преследования.

Популярен вопрос, как получить военную ипотеку? Кто имеет право на получение?
На получение военной ипотеки могут претендовать все офицеры. Военнослужащие получившие офицерское звание после 2005 года подключаются к ипотечной программе автоматически. Те, кто получил свое звание ранее 2005 года, подключаются к программе на основании их рапорта. Также на приобретение ипотеки могут рассчитывать мичманы или прапорщики, срок службы которых составляет более трех лет. Для оформления военной ипотеки военнослужащий должен являться участником НИС не менее 36 месяцев.


Юрист по военным вопросам, занимается организацией правовой помощи в сфере личных имущественных и не имущественных отношений среди особой категории граждан, которые именуются военнослужащими. Военный адвокат, должен понимать, что подобные правовые отношения имеют свою специфику рассмотрения. Соответственно, юрист по военным сборам обязан хорошо разбираться в тонкостях и нюансах гражданского, уголовного, административного права.


Помощь военнослужащим, может понадобиться в самых разных ситуациях, например, при проблемах с взаимодействия с руководством, при наличии неуставных отношений, требующих скорейшего разрешения. Адвокат по военным делам – это специалист, которые может решить самые разнообразные споры, начиная от взаимодействия с государственными органами и заканчивая решением вопросов, которые могут возникать в ходе подачи исков.


Если вам требуется юрист по военным спорам, то мы всегда можем помочь вам в правовом ключе. В одних ситуациях требуется юрист по жилищным вопросам (получению квартиры) для военнослужащих, а в других не обойтись без юриста по помощи призывникам в военном призыве (освобождению от армии) .


Юристы по обжалованию решения призывной комиссии в суде — могут четки и быстро разобраться в сложных ситуациях по военному призыву и подготовить пакет документов для суда, что бы обжаловать данное решения в законный способ и защитить права доверителя в полном объеме.


Вооруженные силы – это целый пласт взаимоотношений между офицерским составом, высшим начальством и государственными органами. Здесь, как и в любом другом замкнутом коллективе, существуют противоречия, связанные с жилищными, финансовыми, медицинскими и прочими обстоятельствами. Служба в армии накладывает свой отпечаток на участие в спорах, чаще всего солдаты оторваны от гражданского мира. Но это не означает, что они не могут получить правовую защиту онлайн.


  • Оказываем полный спектр юридических консультаций;
  • Помогаем при незаконном призыве на армейскую службу;
  • Решаем жилищные споры военнослужащих, у нас есть юрист по военной ипотеке;
  • Рассматриваем прав военнослужащих со стороны высшего командного состава;
  • Подготавливаем любые виды процессуальных документов;
  • Принимаем участие от имени истца или ответчика в ходе судебных заседаний;
  • Обжалуем любые решения и постановления суда.

Адвокат по военному праву – это специалист, без которого просто невозможно обойтись, если предстоит спорная ситуация, связанная с осуществлением прав военнослужащих. Квалифицированный специалист знаком с военным законодательством, а также с процедурой рассмотрения военных споров в суде. Принимая во внимание занятость, наши специалисты активно содействуют семье солдата. Для наших клиентов специальная онлайн консультация юриста по вопросам получения военного билета, доступна в любое время дня и ночи, что упрощает обращение за помощью в случае затягивания призыва в службу в армии или при умышленном бездействии сотрудников военной коллегии.


  • Определение негодности призывника к несению военной службы;
  • Необоснованный отказ в выплате материальной или моральной компенсации семье военнослужащего;
  • Нарушение приказов и ущемление прав военного со стороны командного руководства;
  • Жилищные споры, связанные с предоставлением жилого помещения.

Услуги профессионального характера от наших специалистов выстраиваются на принципах грамотной тактики защиты интересов военнослужащих в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.


Постановление Пленума ВС РФ о праве на защиту

  • Устная, письменная, развернутая юридическая консультация для военнослужащих;
  • Мирное урегулирование спорной ситуации;
  • Анализ представленных документов;
  • Выстраивание наиболее эффективных методов защиты интересов клиентов в судебных и государственных органах;
  • Участие в судебном процессе от имени доверителя;
  • Комплексный сбор доказательственной базы по делу;
  • Оспаривание решений и постановлений суда в вышестоящих судебных инстанциях;
  • Контроль за осуществлением судебного решения.

Специалисты компании «Правовед Плюс» занимаются правовой помощью, связанной с предоставлением жилой площади военнослужащим, получением ипотечного кредита для военных, обжалованием решений командного состава. Юристы помогут в противодействии к незаконному включению военнослужащих в подразделения и миротворческие армии, действующие в опасных горячих точках, также они помогают в оспаривании медицинских заключений по здоровью в случае с призывом в армию. Наши юристы могут разрешить вопросы с переводами либо незаконным призывом военнообязанных граждан.

Вы можете обратиться к нам в любое удобное время, так как мы оказываем комплексную правовую поддержку по любым вопросам, связанным с нарушением прав военнослужащих граждан и их семей. Поможем получить полноценную или временную отсрочку несения военной службы, помогаем со сбором документов, прохождением медицинской комиссии, отстаивая при этом интересы призывников перед государственным органами военкоматов. Вы можете смело доверять нашему многолетнему опыту работы и профессионализму.


  • Московский окружной военный суд;
  • Военная коллегия Верховного Суда РФ;
  • Московский гарнизонный военный суд;
  • 3-й окружной военный суд;
  • 235 гарнизонный военный суд;
  • 94-й гарнизонный военный суд;
  • Балашихинский гарнизонный военный суд;
  • Краснознаменский гарнизонный военный суд;
  • Наро-Фоминский гарнизонный военный суд;
  • Одинцовский гарнизонный военный суд;
  • Реутовский гарнизонный военный суд;
  • Солнечногорский гарнизонный военный суд.

    Мы уверены, что профессионализм и опыт – это залог удачного разрешения любых конфликтных ситуаций в судебных и до судебных разбирательствах.

    Для представления Ваших интересов у нас работают юристы и адвокаты, у которых юридический опыт более 10 лет, и они готовы Вам помогать по различным отраслям права и отстаивать Ваши права в различных инстанциях не смотря на сложность поставленных задач.


    Роль арбитра с «авторитетным» мнением государство отводит независимой ветви – судебной.

    Разрешение тех или иных споров судом от имени государства и народа, связанных с реализацией вышеуказанных вопросов, включает понятие правосудия. При этом форма обращения и способы реализации могут быть разными.

    Если в древнем Риме понятие гражданского права относилось непосредственно к римским гражданам и решало их споры в противоположность «праву народов» для граждан зависимых земель, то современном мире государства берут на себя обязанность по защите прав каждого человека.

    Сущность нынешнего понимания гражданского права как отрасли заключается в регулировании имущественных и личных неимущественных отношений.

    Гражданские права возникают посредством закрепления их в правовых актах, а также из действий самих субъектов.

    Право гражданина, в отличие от гражданского права, конкретизировано. Оно проявляется в реализации возможностей лица, закрепленной определенной связью, принадлежностью человека к конкретному государству. Как правило, основные гражданские права (в понимании права граждан) закреплены в Конституции. В отличие от общих прав человека, гражданские права дают возможность к самореализации именно в связи с принадлежностью этого человека к государству (например, право избирать и быть избранным в органы власти).

    Гражданские права в контексте вышеизложенных понятий находятся под защитой государства в лице деятельности судов разных инстанций. Судебная защита гражданских прав, нарушенных другой стороной, — реально действующий механизм. Она введена, признана и гарантирована государством в соответствии с основополагающими принципами права.

    В случае нарушенного права, сторона имеет возможность обратиться в суд за его защитой. Это лишь один из способов защиты, и, пожалуй, самый действенный. Даже если лицо выбирает иные способы, оно все равно знает, что в случае невозможности действенно урегулировать спор, можно обратиться в судебную инстанцию.

    Порядок обращения военнослужащих в военную прокуратуру: образец жалобы 2021 года

    Принцип свободного доступа к правосудию признан мировым сообществом как один из основных. Об этом говорится и во Всемирной декларации прав и свобод человека.

    Сущность и цель, основной посыл и начало данного принципа состоят в необходимости отсутствия необоснованных препятствий, преград для справедливого рассмотрения дела в суде. Все перечисленные ниже элементы данного принципа взаимосвязаны между собой и раскрывают аспекты общего понятия.

    Данный принцип включает в себя такие составные части:

    • Возможность доступа сторон к суду;
    • Универсальность деятельности суда по подведомственности и подсудности;
    • Споры рассматриваются теми судами, которые санкционированы и регламентированы государством;
    • Суды должны действовать постоянно и непрерывно;
    • Судебный процесс происходит на основе состязательности.

    Механизмы, форма и способы реализации данного принципа находят свое отражение в:

    • отсутствии территорий без юрисдикции судебных органов;
    • наличия достаточного количества судов и судей;
    • удобном территориальном расположении, и равномерном распределении в зависимости от количества субъектов, проживающих или расположенных на конкретной территории.

    На федеральном уровне действуют суды:

    • высшей инстанции, осуществляющие функцию надзора;
    • суды четвертой инстанции (они же – вторая кассация);
    • суды третьей инстанции (они же – первая кассация);
    • суды второй инстанции (апелляция);
    • суды первой инстанции (городские, районные и межрайонные; гарнизонные военные, арбитражные суды субъектов РФ).

    На уровне субъектов Российской Федерации:

    • Конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
    • мировые судьи.

    Существует также система третейских судов и судей, действующих на постоянной основе или создаваемые для решения конкретных споров, которые играют не последнюю роль в осуществлении правосудия.

    Таким образом, наличие общегражданских и специализированных судов отвечают вышеуказанным требованиям в контексте реализации такого основополагающего начала, как принцип беспрепятственного доступа к правосудию.

    Защита гражданских прав в административном порядке предусмотрена действующим Гражданским кодексом РФ. Процесс такой защиты реализуется путем обращения с жалобой к вышестоящему органу (должностному лицу). Роль арбитра играют именно они. При этом оговаривается, что такая форма защиты может быть реализована в случаях, предусмотренных законами.

    Сущность и задача такой формы защиты — возможность урегулировать спор в досудебном порядке.

    Тогда обращение в суд является альтернативой.

    Так, Положением о государственной жилищной инспекции в РФ предусмотрено обжалование решений должностных лиц, органов жилищной инспекции, руководителем соответствующей инспекции или Главной государственной жилищной инспекцией. Аналогичная ситуация и с решениями Федеральной комиссии по ценным бумагам, с реализацией возможности защиты интеллектуальных прав, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, в иных случаях.

    Как подать жалобу в военную прокуратуру на действия командира воинской части

    В любом из перечисленных случаев обвиняемый обладает рядом полномочий. Так, обвиняемый имеет право:

    • Давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний;
    • Возражать против обвинения, давать показания по предъявленному ему обвинению либо отказаться от дачи показаний;
    • Представлять доказательства;
    • Заявлять ходатайства и отводы;
    • Давать объяснения и показания на родном языке или языке, которым он владеет, и пользоваться помощью переводчика бесплатно, в случаях, когда обвиняемый не владеет или недостаточно владеет языком, на котором ведется судопроизводство;
    • Участвовать в ходе судебного разбирательства в исследовании доказательств и судебных прениях;
    • Произносить последнее слово;
    • Приносить жалобы на действия, бездействие и решения органов, осуществляющих производство по делу;
    • Знакомиться в установленном законом порядке с материалами дела.

    Также обвиняемый в праве узнать о своих правах.

    Так, суд первой инстанции разъясняет не только права, закрепленные в части 4 статьи 47 УПК РФ, но и другие права, которыми он наделен в судебном разбирательстве. Указано должно быть и право на участие в прениях сторон наряду с его защитником, и право на участие в прениях в отсутствие защитника и право на последнее слово.

    Защитник также обладает рядом прав и полномочий. Одно из основных прав — это право на свидание с подозреваемым/обвиняемым и т. д. Его реализация необходима для возможности адвоката и подзащитного выстроить тактику, обсудить важные вопросы, общую позицию.

    • Также адвокат имеет полное право:
    • Собирать необходимые для осуществления защиты доказательства и представлять их суду;
    • Привлекать специалиста;
    • Присутствовать при предъявлении подзащитному обвинения;
    • Участвовать в допросах подозреваемого, в следственных действиях, в которых необходимо присутствие его подзащитного;
    • Знакомиться с документами, которые были предъявлены обвиняемому (протокол задержания, протокол следственных действий и т. д.);
    • Знакомиться со всеми материалами уголовного дела после завершения следственных действий;
    • Заявлять ходатайства, отводы;
    • Приносить жалобы на действия, бездействия, решения дознавателя и иных лиц, а после — участвовать в рассмотрении заявленных жалоб судом;
    • Использовать другие средства и способы защиты, которые не запрещены уголовно-процессуальным кодексом России.

    Но есть и некоторые запреты, которые адвокат не может преступать. Например, он не имеет права разглашать информацию, которая стала ему известна в ходе другого процесса защиты. Также адвокат не может выступать в качестве свидетеля по тем обстоятельствам, которые ему стали известны в ходе оказания юридической помощи.

    Причин, по которым подается жалоба в обычную прокуратуру множество, в военную прокуратуру подают жалобу в случаях, когда:

    • Известно о совершении военным преступления;
    • Военнослужащий нарушил устав или правила внутреннего распорядка в военной организации;
    • На территории воинской части или иного военного объекта совершено правонарушение.
    • Необходимо четко и обоснованно указать в заявлении, в чем были нарушены его права заявителя;
    • Понимать, что прокурорское реагирование влечет за собой существенные последствия для военных, поэтому обращаться в органы военной прокуратуры следует только в случае действительной необходимости.
    • Необходимо, чтобы заявление содержало правдивую информацию о нарушителе, иначе, вы можете быть привлечены за заведомоложное сообщение.

    Если жалоба не будет содержать требуемой информации, то в течении 7 дней документ будет возвращен для доработки. Для того, чтобы не возникло подобных ситуаций можно воспользоваться готовым образцом жалобы в военную прокуратуру.

    Ниже вы найдете образец заявления в военную прокуратуру, который можете использовать для составления своего заявления. Дело в том, что установленного бланка для составления заявления в военную прокуратуру нет, поэтому он просто составляется исходя из общих норм.

    Писать заявление необходимо в двух экземплярах, один из которых останется у заявителя с отметкой о том, что должностное лицо приняло жалобу или заявление. Также на обоих экземплярах укажут регистрационный номер обращения, по которому можно будет контролировать ход рассмотрения заявления.

    Как подать жалобу в военную прокуратуру, образец

    Грамотно действовать в любой ситуации помогает знание важных положений и значений по данному вопросу.

    Понятие Описание НПА
    Военнослужащий Граждане, проходящие военную службу по призыву или контракту. ст.2 закона №76-ФЗ от 27.05.1998 г.
    Командир Начальник в рядах ВС, имеющий права единоначалия ст. 33 Устав внутренней службы ВС РФ
    Нарушение Поведение или действие, противоречащее положениям НПА, которое влечет юридическую ответственность. ст.

    Законодательство предоставило право военнослужащим защищать свои права самостоятельно. Во время прохождения воинской службы это можно сделать двумя способами. Подать:

    • в судебную инстанцию исковое заявление;
    • вышестоящему командиру обращение-жалобу.

    Орган военного управления, куда подается жалоба, выбирается в зависимости от вида нарушения. Это может быть:

    • отделение для проведения предварительного расследования;
    • службу правопорядка;
    • иную государственную структуру.

    Для обращения в прокуратуру, военнослужащий может выбрать два вида – заявление или жалобу. Эти документы имеют отличия.

    Наименование Текст Варианты подачи
    Жалоба О восстановлении нарушенных прав и свобод.

    Перед подачей жалобы в военную прокуратуру, военнослужащий может обратиться к вышестоящему должностному лицу. При этом следует запомнить, что подавая жалобу, служащий ВС должен продолжать выполнять свои служебные обязанности и приказы командира.

    Даже, если нарушение продолжается. Необходимо дождаться удовлетворения своего прошения или хотя бы ответа на него.

    Второй важный нюанс – составление и подача жалобы должны проходить строго в соответствии с требованиями законодательства. Отсутствие какой-либо информации или неточное изложение сути происходящего приведет к тому, что жалоба будет признана анонимной, и не будет рассматриваться.

    Прежде всего необходимо формулировать суть проблемы четко и коротко. При жалобе на правонарушение необходимо иметь доказательства того, что оно было совершено. Сама жалоба составляется произвольно, но необходимо соблюдение некоторых правил:

    • Любое заявление имеет общепринятый формат. Оно включает шапку, которая содержит полное наименование органа, куда жалоба будет направлена либо которому направлено обращение, с полным указанием должности и звания, ФИО данного должностного лица. После этого следует указать данные заявителя.
    • После этого пишут слово «жалоба» или «заявление», располагая его по центру строки.
    • Затем излагают причину обращения в прокуратуру: она должна быть короткой и четкой.
    • После необходимо описать суть жалобы, мысли нужно формулировать предельно четко, не используя длительных логических цепочек.
    • После этого пишут отдельный абзац, который начинается со слов «Прошу», далее излагают просьбу к военному прокурору.
    • Необходимо приложить к документу доказательства, в самой жалобе перечислить их.
    • В конце ставят подпись с расшифровкой и дату, когда заявление было подано, а не составлено. Поэтому дату лучше проставлять непосредственно перед передачей жалобы.

    Чтобы отослать запрос в военную прокуратуру, необходимо наличие одной из причин:

    1. Получена информация о неправомерных действиях лица, состоящего на воинской службе.
    2. Факт не соблюдения порядка внутреннего расписания или устава военнослужащим в гарнизоне.
    3. Совершено любое нарушение законодательства на территории воинской части или подразделения.

    Ходатайство может быть отослано в военную прокуратуру по причине:

    1. Совершения военнослужащим уголовного преступления.
    2. В гарнизоне или части происходит постоянное нарушение режима или устава командованием. Жалобу в военную прокуратуру можно подавать на любое должностное лицо – командира, заместителей, офицеров. Ситуации для подачи – это конфликты на основе неуставных отношений.
    3. На любом воинском объекте происходит нарушение прав и свобод военнослужащих.

    Перед написанием, нужно ознакомиться с правилами составления жалобы.

    Необходимо разбираться в том, что не каждый проступок считается нарушением законодательства. Перед подачей обращения нужна консультация специалиста.

    Если помощь юриста недоступна, то следует самостоятельно законодательные тексты. Если военнослужащий уверен, что присутствует правонарушение, то можно смело подавать жалобу.

    Есть два типа обращения – в порядке прокурорского надзора и по факту уголовного преступления. По второму типу нужно тщательно подойти к написанию.

    Существует уголовная ответственность за ложное уведомление о преступлении. Поэтому документ должен содержать правдивую, точную информацию и доказательства.

    Терехин Ю.Г. военный юрист, г. Белгород

    Судебная система устроена по иерархическому принципу. Возглавляет ее Верховный Суд РФ. Он является последней инстанцией по любому делу. На нижних этажах система раздваивается на арбитражные суды, занимающиеся коммерческими спорами, и суды общей юрисдикции, рассматривающие остальные дела. Если ваш спор не связан с бизнесом или банкротством, вы окажетесь в суде общей юрисдикции.

    До 1 октября судебная система состояла из мировых судей, районных и областных судов. Мировые судьи рассматривают простые дела: на суммы до 50 тыс. руб. и некоторые другие; районные суды – остальные дела и жалобы на решения мировых судей. В областной суд можно подать жалобы на решения нижестоящих судов. Также он рассматривает по первой инстанции некоторые сложные дела – в основном споры с государством, перечисленные в ст. 20 Кодекса административного судопроизводства.

    На схеме 1 вы можете увидеть основные варианты движения дела по инстанциям до реформы. Там же указаны статьи кодексов, в которых прописано, какие дела может рассматривать каждый из судов. Для простоты изложения мы не стали упоминать о некоторых специфичных ситуациях – о рассмотрении дел в военных судах, подаче надзорных жалоб в Президиум Верховного Суда РФ, об ограничении на обжалование некоторых судебных актов. В дальнейших примерах мы будем рассказывать о стандартной ситуации, когда дело изначально рассматривается в районном суде.

    Кратко о защите своих прав в новых судах

    На схеме 1 видно, что по районным делам дореформенный областной суд одновременно работал в качестве двух инстанций. Сначала на решение районного суда можно было подать апелляционную жалобу. После рассмотрения дела областным судом в апелляции и принятия апелляционного определения у стороны в случае несогласия с ним появлялось право подать кассационную жалобу в президиум областного суда. У этого порядка было два существенных недостатка:

    • жалобы на апелляционные определения областного суда рассматривали судьи из этого же суда. Хотя составы президиумов утверждаются Верховным Судом и формально они составляли вышестоящую инстанцию по отношению к апелляционным коллегиям, фактически это были коллеги судей, чьи решения они проверяли;
    • закон не гарантировал принятия кассационных жалоб к рассмотрению. Судьи областных судов осуществляли предварительную фильтрацию жалоб и без слушания отклоняли подавляющее их большинство. Даже Верховный Суд, работающий с аналогичным фильтром, чаще принимал жалобы к рассмотрению.

    В результате участники большинства споров в судах общей юрисдикции могли рассчитывать на рассмотрение их дел только двумя инстанциями – районным судом и апелляционной коллегией областного суда. Дальнейшие жалобы, как правило, не проходили фильтрацию, а потому не попадали ни в президиум областного суда, ни в Верховный Суд.

    На схеме 2 видно, что после реформы между областным судом и Верховным Судом появилось промежуточное звено – кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции. Они забирают часть функций у своих соседей в иерархии.

    Кассационные суды будут рассматривать жалобы участников процесса после прохождения дела в районном суде по первой инстанции и апелляции в областном суде. В новых судах вводится принцип «сплошной кассации» – это рассмотрение всех поданных кассационных жалоб без предварительной фильтрации; она сохранится только в Верховном Суде.

    Новые кассационные суды организационно и территориально обособлены от областных судов – в судебный округ каждого из девяти кассационных судов входят сразу несколько регионов. Это нужно, чтобы исключить влияние внутрикорпоративных связей на процесс принятия решений. Разработчики реформы предполагают, что кассационные суды будут независимо корректировать судебную практику, которая раньше замыкалась внутри регионов в связке «районные суды – областной суд».

    Апелляционные суды нужны для рассмотрения жалоб на решения по делам, которые по первой инстанции слушаются в областном суде (например, в случае оспаривания областных законов). Раньше такие жалобы подавались сразу в Верховный Суд. Теперь же для этого введена дополнительная инстанция.

    Так выглядит новая структура судебной системы. Она предоставляет всем участникам споров, недовольным принятыми решениями, еще одну возможность для обжалования. Но этой возможностью нужно пользоваться правильно. Об этом – ниже.

    Получив неправильное, по вашему мнению, решение суда, вы можете обжаловать его дважды – сначала в областном, а затем в кассационном суде. Первая жалоба называется апелляционной, а вторая – кассационной. Основное различие заключается в том, что именно будет проверять суд по вашей жалобе.

    Областной суд в апелляции повторно рассматривает дело. Это означает, что вы можете жаловаться на любые ошибки суда первой инстанции: неправильная оценка доказательств, неполнота дела, неверное применение закона и т.д. Единственное ограничение – вы можете приносить новые доказательства, только если найдете уважительные причины, по которым не смогли сделать этого в районном суде. После рассмотрения дела в областном суде решение вступит в законную силу в том виде, в котором его утвердит или изменит этот суд. Если решением предусмотрено взыскание, оно начнет исполняться.

    Перед кассационным судом стоит иная задача – проверка законности судебных решений. Этот суд почти не занимается анализом доказательств и фактической стороны дела вообще. Его интересует, нет ли в решениях нижестоящих судов нарушений закона. Например, кассационному суду бесполезно объяснять, что судья в первой инстанции зря поверил показаниям свидетеля. Зато если свидетель сказал одно, а суд в решении написал другое, кассационная инстанция может посчитать это существенным нарушением.

    Поэтому кассационные жалобы пишутся совсем не так, как апелляционные. Акцент в них делается на конкретных нарушениях закона, а не на переоценке обстоятельств дела. Если вы хотите подготовить документ самостоятельно, начните с внимательного прочтения ст. 3797 Гражданского процессуального кодекса. Она говорит, в каких случаях кассационный суд вправе отменить или изменить не устраивающий вас судебный акт:

    • несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела – ситуация, когда суд установил определенные факты, но итоговый вывод им противоречит (например, есть неоспоренные документы, согласно которым ответчик взял в долг, но в решении суда написано, что долга нет);
    • неправильное применение закона;
    • нарушение правил ведения процесса, из-за которого суд принял неправильное решение (например, отказался истребовать важные для дела доказательства).

    Ваша кассационная жалоба должна отталкиваться от этих оснований, объяснять, почему в обжалуемом решении есть такие нарушения. Найти их бывает непросто, еще сложнее – убедительно и кратко сформулировать. Поэтому для подготовки кассационной жалобы лучше обратиться к профессиональному юристу, который владеет техникой их написания.

    Закон разрешает гражданам самостоятельно вести свои дела в судах любого уровня без привлечения профессионалов. Суд примет любые подписанные вами иски и жалобы и выслушает вас. Некоторые исключения предусмотрены только для административных споров – например, обязательно участие профессионального юриста в делах об оспаривании законности нормативных актов.

    Если же вы хотите пользоваться помощью представителя, имейте в виду: с 1 октября в ряде случаев им может быть только профессионал, имеющий диплом о высшем юридическом образовании или ученую степень по юридическим наукам:

    • любые административные дела, т.е. споры с государством, рассматриваемые на основании Кодекса административного судопроизводства;
    • любые дела в арбитражных судах;
    • дела, поступившие в областные, кассационные, апелляционные суды и в Верховный Суд.

    У мировых судей и в районных судах по-прежнему можно прибегать к помощи любых лиц, например родственников. Устанавливая эти правила, законодатель исходил из того, что в судах низших инстанций чаще разбираются вопросы факта – кто причинил ущерб, кто кому дал в долг и т.п., и в этих судах может помочь любой представитель, которому доверяет гражданин. Вышестоящие же суды в основном рассматривают правовые вопросы, требующие юридической квалификации представителя.

    Представителем в процессе может быть адвокат – юрист, сдавший квалификационный экзамен и вступивший в профессиональную ассоциацию – адвокатскую палату. В отличие от уголовного процесса, представитель в гражданском суде не обязан иметь адвокатский статус. Юридическое образование – единственное требование к его квалификации. Но помните: за деятельностью юристов без статуса не существует дисциплинарного контроля, в то время как на адвоката, оказавшего услугу некачественно, можно пожаловаться в адвокатскую палату. Если нарушения подтвердятся, совет палаты вправе наложить дисциплинарное взыскание вплоть до лишения адвокатского статуса.

    Инфографика: Андрей Тронин

    Способы защиты гражданских прав в судебном порядке

    • Конституционный Суд РФ;
    • Верховный Суд РФ и составляющие его систему федеральные суды общей юрисдикции;
    • Высший Арбитражный Суд РФ и составляющие его систему федеральные арбитражные суды.

    Суды осуществляют судебную власть в РФ. При этом судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

    Третейские суды, упомянутые в п. 1 статьи 11 ГК РФ, не входят в судебную систему. В силу этой статьи они осуществляют защиту гражданских прав в соответствии с действующими о них нормативными актами. Однако спор на разрешение третейского суда может быть передан лишь при наличии соглашения об этом сторон спорного правоотношения. Выбор между государственными судами и третейским судом предоставлен спорящим сторонам.

    В статье не разграничена компетенция между органами, входящими в судебную систему. Подведомственность дел каждому из судов определяется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и иными законами.

    Для разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов в процессуальном законодательстве использованы два критерия: субъектный состав спорящих сторон и (или) характер правоотношений, из которых возник спор. Прежде всего подведомственность спора предопределена субъектами спорных правоотношений. Споры с участием граждан — физических лиц, как правило, подведомственны судам общей юрисдикции. Споры с участием юридических лиц и граждан — индивидуальных предпринимателей рассматривает арбитражный суд. Это правило знает несколько исключений. Во-первых, в арбитражном суде рассматриваются дела с участием граждан — кредиторов по заявлениям о признании несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан — индивидуальных предпринимателей; во-вторых, заявления граждан о признании незаконными отказа или уклонения от их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В таких случаях основное значение для определения подведомственности отдается не субъектам спора, а характеру спорных правоотношений.

    Этот же критерий использован при отнесении к компетенции судов общей юрисдикции разрешения споров между органами транспорта и организациями — клиентами, возникающих из договоров перевозки грузов в прямом международном железнодорожном, автомобильном и воздушном грузовом сообщении.

    Полномочия Конституционного Суда РФ установлены ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации». К ним отнесена проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Проверка осуществляется по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов.

    Организация деятельности арбитражных судов определена Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и АПК РФ. К подведомственности арбитражного суда отнесены экономические споры, возникшие из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами — индивидуальными предпринимателями, между РФ и субъектами РФ; между субъектами РФ. Арбитражный суд рассматривает дела с участием организаций и граждан РФ, а также иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором РФ или соглашением сторон спорного правоотношения.

    Арбитражные суды — это специализированные суды, задачей которых прежде всего является разрешение экономических споров в сфере предпринимательской деятельности. Поэтому все остальные споры, не отнесенные к подведомственности Конституционного Суда и арбитражных судов, разрешаются судами общей юрисдикции.

    Третейские суды также являются судами, осуществляющими защиту гражданских прав. Третейский суд избирается сторонами гражданского правоотношения для разрешения возникшего или могущего возникнуть между ними спора о праве гражданском. Они могут быть созданы как гражданами, так и юридическими лицами.

    • признания права;
    • восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
    • признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
    • признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
    • самозащиты права;
    • присуждения к исполнению обязанности в натуре;
    • возмещения убытков;
    • взыскания неустойки;
    • компенсации морального вреда;
    • прекращения или изменения правоотношения;
    • неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
    • иными способами, предусмотренными законом.
    • способы, применение которых возможно лишь судом (признание оспоримой сделки недействительной, признание недействительным акта государственного органа и т.д.);
    • способы, которые могут быть использованы стороной правоотношения как с помощью суда, так и самостоятельно (возмещение убытков, взыскание неустойки и др.);
    • самозащиту, защиту гражданских прав без участия суда.

    Перечень способов защиты не является исчерпывающим (практике известны и иные способы).

    Наряду с этими традиционными способами защиты права собственности возможно также обращение в суд с требованием о признании недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, нарушающего данное право. Субъект права может выбрать один или использовать одновременно несколько способов. В иных случаях, когда нормы права предусматривают для конкретного правоотношения определенный способ защиты, стороны правоотношений вправе применять только его.

    Ст. 46 Конституции РФ предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Судебный контроль за законностью актов и действий в сфере управления, защита субъектов гражданских прав от произвола государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц служит одной из гарантий осуществления и соблюдения гражданских прав.

    Судебный контроль за законностью актов и действий в сфере управления более эффективен по сравнению с административным, так как суд независим и подчиняется только закону, судебное разбирательство дает возможность более полно и гласно выявить действительные отношения и принять обоснованное и законное решение.

    Под предметом обжалования возможно понимать как облеченные в письменную форму решения, распоряжения, приказы, предписания, так и действия (бездействие) государственного органа и органа местного самоуправления или уклонение от принятия решения, нарушающие гражданские права. Для акта (действия, бездействия) как предмета обжалования по ст. 13 ГК РФ в суд характерно то, что он применим в отношениях власти и подчинения, то есть в административных правоотношениях, хотя часто служит основанием возникновения, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей.

    В суд общей юрисдикции могут быть обжалованы как единоличные, так и коллегиальные действия (решения) государственных органов и органов местного самоуправления, а также действия (бездействие) иных органов, которыми нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Подлежат обжалованию в суд акты как индивидуального, так и нормативного характера.

    Ст. 1103 ГК РФ устанавливает соотношение требований о возврате неосновательного обогащения с другими требованиями о защите гражданских прав. В этой статье названы требования, к которым могут быть одновременно с иными нормами применены нормы о последствиях неосновательного обогащения.

    • о возврате исполненного по недействительной сделке;
    • об истребовании собственником имущества из чужого незаконного владения;
    • о возврате одной стороной обязательства другой стороне исполненного в связи с обязательством;
    • о возмещении вреда, причиненного недобросовестным поведением обогатившихся лиц.

    Так, в случае двусторонней реституции в связи с признанием сделки недействительной, при удержании каждой из сторон после признания сделки недействительной имущества (денежных сумм) могут быть применены последствия неосновательного обогащения. Таким образом, упомянутая норма предусматривает субсидиарное применение последствий неосновательного обогащения как способа защиты гражданских прав.

    Арбитражный суд отказал в удовлетворении иска, связанного с возмещением убытков, вызванных перебоями в газоснабжении на основании того, что сторона, нарушившая обязательство по договору, обязана возместить причиненный реальный ущерб, возмещение же неполученных доходов (упущенной выгоды) законом не предусмотрено.

    Ноябрьские морозы 1999 года обернулись для ОАО «Флайдерер-Чудово» (предприятие с германским капиталом) серьезными проблемами из-за того, что партнерами — газовщиками были нарушены «Правила безопасности в газовом хозяйстве». Согласно одному из пунктов этих правил входное давление газа должно быть не ниже 2,5 кгс/кв. см. Однако в течение месяца давление трижды опускалось ниже предельной нормы. В результате этого технологическая линия на предприятии простояла более 12 часов, а убытки, по подсчетам экономистов, составили более 226 тыс. руб.

    От проблем, связанных с перебоями в газоснабжении, пострадало не одно предприятие в области, но только «Флайдерер-Чудово» обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании убытков. В качестве ответчиков были названы АООТ «Новгородоблгаз» (газораспределительная организация) и ООО «Межрегионгаз» (поставщик), с которыми истец был связан договорными обязательствами.

    Еще до рассмотрения дела представители ООО «Межрегионгаз», не признавая иск, направили в суд отзыв, в котором указали, что в период с 14 по 27 ноября 1999 г. на территории области произошло резкое понижение температуры, повлекшее увеличение потребления газа и, как следствие, понижение его давления в газораспределительных сетях ОАО «Новгородоблгаз» (среднесуточная норма отбора газа по ГРС «Чудово» возросла с 98 до 200 тыс. куб. м). При этом ООО «Межрегионгаз» уведомляло потребителей и ОАО «Новгородоблгаз» о необходимости соблюдения режима отбора газа, но никаких мер принято не было. По мнению представителей «Межрегионгаза», именно ОАО «Новгородоблгаз» — организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительных сетей и контролирующая распределение газа между потребителями, — не выполнила свои обязательства по договорам поставки газа.

    Представители ОАО «Новгородоблгаз» иск тоже не признали, сославшись в суде на то, что выполнить условия договора не было возможности по причинам, от них не зависящим: ООО «Лентрансгаз» (газотранспортная организация) в связи с тем, что фактический расход газа значительно превысил лимиты, в течение месяца производило принудительное ограничение поставки газа потребителям путем снижения давления на выходе из газораспределительных сетей до 0,4 кгс/кв. см вместо предусмотренных 2,5 кгс/кв. см.

    С ООО «Лентрансгаз» у истца не было никаких договорных обязательств, тем не менее, эту организацию суд привлек в качестве третьего лица на стороне ответчика, во время очередного заседания, по ходатайству истца, в качестве соответчика. Но и ООО «Лентрансгаз» иск не признало, пояснив, что в ноябре 1999 г., действительно, снизило давление газа на выходе ГРС, однако причиной тому было непринятие ОАО «Новгородоблгаз» мер по соблюдению режима газопотребления. Такое решение было принято и во исполнение требований ОАО «Газпром» — в суде были зачитаны телеграммы, подписанные Рэмом Вяхиревым. Ситуация складывалась, как в известной басне о товарищах, в которых нет согласья, однако, разрешая пор, суд счел излишним выяснять непосредственного виновника убытков, причиненных ОАО «Флайдерер-Чудово», обратившись в первую очередь к Закону РФ «О газоснабжении в РФ», согласно которому газоснабжение — это форма энергоснабжения. А поставка газа потребителям производится в соответствии с Правилами поставки газа в РФ. В силу п. 41 этих правил поставщик, газотранспортная и газораспределительная организации, покупатель несут ответственность за нарушение правил в соответствии с законодательством РФ. Обратившись же к законодательству, счел суд, в данном случае следует применить ст. 547 ГК РФ, которая гласит, что в случае неисполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный реальный ущерб. Между тем, ОАО «Флайдерер-Чудово» просило взыскать убытки, вызванные простоем технологической линии, то есть те доходы, которые ОАО получило бы при обычных условиях, если бы его право не было нарушено. Однако закон не предусматривал возмещение упущенной выгоды в случае неисполнения обязательств по договору энергоснабжения, и арбитражный суд в иске, заявленном ОАО «Флайдерер-Чудово», решил отказать.

    Неустойка и убытки могут быть возмещены добровольно либо взысканы по решению суда.

    Хотя среди перечисленных в ст. 12 ГК РФ способов защиты гражданских прав отсутствует такой способ, как признание ничтожной сделки недействительной, в постановлении Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (п. 32)

    указано, что ГК РФ не исключает возможности предъявления исков о признании ничтожной сделки недействительной. Поэтому такие требования могут быть предъявлены в суд в сроки, установленные п. 1 ст. 181 ГК РФ, и подлежат рассмотрению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.

    Выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу, а не суду.

    Судебная защита прав и законных интересов военнослужащих

    Отменяя судебные решения и направляя дело на новое рассмотрение, президиум областного суда указал на то, что суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования К. и Ц. не чинить препятствий в пользовании садовым участком и обязывая ответчика перенести построенное строение, не определил адекватность таких действий последствием нарушения ответчиком норм застройки, тогда как имелись иные способы защиты гражданского права в виде возмещения убытков.

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила постановление президиума и оставила без изменения решение суда и кассационное определение, указав следующее.

    В постановлении нет ссылки на какие-либо существенные нарушения судом норм процессуального и материального права, повлекшие вынесение незаконного решения. Кроме того, президиум областного суда не учел, что выбор одного из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ, принадлежит не суду, а истцу, который и определил в исковом заявлении избранный им способ защиты своего права.

    Гражданское судопроизводство — это урегулированная нормами права деятельность судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел.

    Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, иных субъектов материально-правовых отношений.

    1. Понятие возмещения вреда, причиненного военнослужащим. Посредством прохождения военной службы граждане, с одной стороны, реализуют право на труд, а с другой — осуществляют вид деятельности в интересах всего общества, что обусловливает обязанность государства по обеспечению условий реализации принадлежащих гражданам прав, а в случае причинения вреда имущественным интересам и нематериальным благам гражданина (военнослужащего) — обязанность гарантировать его возмещение. Правовые гарантии возмещения вреда, причиненного военнослужащим, закрепленные в Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах, являются неотъемлемым элементом правового статуса военнослужащих.

    Нормы о возмещении вреда, причиненного военнослужащим, составляют относительно самостоятельный комплексный правовой институт, регулирующий имущественные и неимущественные отношения, возникающие вследствие причинения вреда имущественным правам и нематериальным благам военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

    Данный правовой институт исторически занимает ведущее место в военном праве, выполняя охранительную, компенсационную (восстановительную) и предупредительно-воспитательную (превентивную) функции.

    Компенсационно-восстановительная функция заключается в устранении отрицательных последствий, наступивших в имущественной и неимущественной сферах потерпевшего.

    Охранительная функция преследует двоякую цель: с одной стороны, не допустить нарушения прав и интересов военнослужащих и членов их семей, а с другой, когда вред уже причинен, защитить имущественные интересы военнослужащего.

    Предупредительно-воспитательная (превентивная) функция заключается в воздействии на участников правоотношений в целях стимулирования их к сокращению правонарушений. В условиях Вооруженных Сил Российской Федерации превентивная функция выступает средством правового обеспечения безопасности военной службы.

    Специальным условием, влекущим особенность правового регулирования отношений по возмещению вреда, причиненного военнослужащим, является исполнение ими обязанностей военной службы (ст. 1084 ГК РФ). В иных случаях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, возмещение вреда осуществляется по общим правилам, установленным гражданским законодательством (гл. 59 ГК РФ).

    В процессе исполнения обязанностей военной службы вред, т. е. всякое умаление права или блага, может быть причинен имущественным правам и интересам, нематериальным благам военнослужащих, следовательно, имеет место имущественный вред и неимущественный (вред, причиненный личности: физический и моральный).

    Комплексный характер института возмещения вреда, причиненного военнослужащим, позволяет рассматривать понятие «возмещение вреда, причиненного военнослужащим» в широком смысле слова как комплекс государственных (административных, уголовно-процессуальных, гражданско-правовых) мер и правовых гарантий, обеспечивающих восстановление (сохранение) имущественного положения военнослужащего и членов его семьи вследствие умаления имущественных прав или причинения вреда нематериальным благам военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы. При этом государство гарантирует возмещение как убытков, причиненных военнослужащему в связи с исполнением им обязанностей военной службы, так и внедоговорного (деликтного) вреда.

    В зависимости от особенностей возникновения и правового регулирования можно выделить несколько групп правоотношений по возмещению вреда:

    1) возмещение убытков, причиненных военнослужащим, находящимся при исполнении обязанностей военной службы, не связанных с противоправными действиями (бездействием) должностных лиц органов военного управления или третьих лиц (п. 4 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих»);

    2) возмещение вреда, причиненного в результате незаконных действий органов военного управления, других государственных органов или органов местного самоуправления (ст. 1069 ГК РФ, п. 5 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих»);

    3) возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070 ГК РФ, п. 5 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих»);

    4) возмещение вреда, причиненного нематериальным благам (жизни или здоровью) военнослужащего (ст. 151, ст. 1084 ГК РФ);

    5) возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в результате испытаний ядерного оружия, эксплуатации ядерных установок и ликвидации аварий на них, при прохождения военной службы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

    Военные суды осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

    Количество военных судов и численность судей устанавливаются Верховным Судом РФ. Все военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Когда воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено, международным договором Российской Федерации Рыжаков А.П. Правоохранительные органы. М., 2008. С. 132. .

    На организацию и деятельность военных судов полностью распространимо действие всех и каждого из принципов правосудия: осуществление правосудия только судом, назначаемость судей на должность, гласность, состязательность и равноправие сторон, презумпция невиновности, равенство всех перед законом и судом, обеспечение подсудимому права на защиту, сочетание единоличного и коллегиального составов суда при рассмотрении судом гражданских и уголовных дел, независимость судей и подчинение их только закону, национальный язык судопроизводства и др.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *