Возбуждение уголовного дела в течении | Юрисконсульт

Возбуждение уголовного дела в течении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возбуждение уголовного дела в течении». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статья 140 УПК носит название «Поводы, основания для возбуждения уголовного дела», перечисляет список оснований возбуждения уголовного производства и начала преследования.

Поводами для возбуждения дела служат следующие:

  1. Заявление о преступлении. Сделано в устной или в письменной форме заявление с указанием заявителя. В ст. 141 УПК прямо указывается, что анонимное заявление не может выступать в качестве повода для возбуждения дела.
  2. Явка с повинной. Добровольное заявление лица о совершенном им общественно опасном противоправном деянии, оформленное установленным образом (или письменное заявление с указанием заявителя, или протокол, составленный со слов заявителя и подписанным им). Явка с повинной — основание, которое может служить для смягчения наказания.
  3. Сообщение о совершенном или же о готовящемся преступлении, которое было получено из иных источников. В таком случае составляется рапорт.
  4. Постановление прокурора о направлении определенных материалов в орган предварительного расследования. Такое действие требуется в целях разрешения вопроса о преследовании.

Какие сроки возбуждения уголовного дела?

Если защитник и обвиняемый без уважительных причин не познакомились в установленные судом сроки с материалами дела, то следователь просто выносит постановление об окончании ознакомления с делом. Считается, что защитник и обвиняемый ознакомились.

Когда заканчивается ознакомление защитника/обвиняемого с материалами?

Официально – с момента составления соответствующего протокола. В нем следователь указывает:

  1. Дату начала ознакомления с материалами.
  2. Дату окончания ознакомления с материалами дела.
  3. Права обвиняемого и ходатайства.
  1. Теперь понятно, какие сроки возбуждения уголовного дела: 3 суток с момента поступления заявления. Если требуется дополнительная проверка, то срок может увеличиваться до 10 или даже 30 суток. Сроки возбуждения уголовного дела строго фиксированы.
  2. Основанием для возбуждения дела и начала предварительного следствия является постановление о возбуждении уголовного дела. А по делам частного и частно-публичного обвинения обязательно заявление потерпевшего (или же его законного представителя).
  3. Сроки следствия по уголовным делам – 2 месяца. Но могут продлеваться до 3-х или до 12 месяцев.
  4. Предварительное следствие начинается с момента вынесения поступления о возбуждении уголовного дела, а заканчивается вынесением обвинительного заключения/постановлением о прекращении уголовного дела (чаще всего).
  5. Обвиняемый имеет полное право на ознакомление с материалами дела только после предъявления обвинительного заключения.
  6. Сроки ознакомления жестко не регламентируются, но могут быть установлены при искусственном затягивании сто стороны обвиняемого или его защитника. Материалы предоставляются подшитыми и пронумерованными, дополнительно могут предоставляться вещественные доказательства, видеозаписи и другие.
  7. После ознакомления с материалами обвиняемый подписывает протокол. Перед подписанием процессуального документа он (или его защитник) имеет право заявлять ходатайства.

В процессе стадии возбуждения дела проводятся неотложные действия. После получения информации о преступлении в обязательном порядке проверяется источник такой информации. Он должен быть надежным и иметь возможность проверки (именно поэтому нет смысла писать анонимные письма — на них все равно никто не среагирует). Идеальный вариант — заявление с указанием всех контактных данных (или телефонный звонок также с оставлением своих данных, правдивость которых можно легко проверить). На данном этапе возникает еще одна сложность — нужно чтобы не только имело место конкретное действие, но чтобы оно содержало в себе признаки состава преступления. Это субъект и объект преступления, то есть тот, кто совершил деяние и тот, в отношении кого оно совершено, а также субъективная и объективная стороны, то есть отношение совершившего преступление к своему действию и нанесенный им моральный или физический ущерб. Если действие имеет место, но оно не содержит в себе признаков состава преступления, то дело также не возбуждается. Однако на данном этапе вовсе не требуется обязательное обнаружение всех признаков уголовно наказуемого деяния или доказательства чьей-то вины. Это прерогатива предварительного следствия. Для стадии возбуждения уголовного дела нужно увидеть и понять, что некое совершенное деяние несет в себе опасность для других. Методов проверки достаточно много — получение объяснений, истребование необходимых документов. По окончании проверки прокурор, следователь или дознаватель уведомляют об этом заявителя в письменной форме, где сообщают либо о возбуждении дела, либо в отказе от этого, поясняя причины.

Часто уголовное дело возбуждается не против какого-то конкретного человека, а на основании совершенного преступления. Обычно на этом этапе личность преступника еще неизвестна, а ее поиском занимаются уже на предварительном расследовании. В этом случае своевременное возбуждение дела может помочь быстрее найти преступника (своевременное проведение судебных экспертиз, допрос свидетелей). При промедлении можно потерять время, когда и вещественные доказательства могут испортиться, и свидетели могут забыть обстоятельства преступления, а самое главное — если неизвестен преступник, то он за это время может узнать о том, что преступление обнаружилось, что возбуждено уголовное дело (сейчас узнать об этом не является проблемой при доступности телевидения и Интернета) и скрыться.

Конечно, это не означает, что при вовремя возбужденном деле все предварительное расследование будет проходить гладко и без эксцессов, но не зря существует поговорка о том, что если преступление не раскрывается по горячим следам, то оно не раскрывается никогда. Безусловно, это преувеличение, однако доля правды в этих словах существует. Потому что именно в первые дни, когда преступник еще, возможно, не до конца осознал совершенное им деяние, или наоборот, он понял, что совершил преступление, шанс на раскрытие дела очень высок. В первом случае он будет вести себя неосторожно и какими-то поступками сможет выдать себя, а во втором — есть вероятность явки с повинной, что, во-первых, смягчает вину самого преступника, а во-вторых, станет существенным подспорьем для удачного и быстрого раскрытия преступления.

Принятые процессуальные решения, результаты проверочных действий сразу доводятся до заявителя по их завершению. Через 3 суток после принятого сообщения о совершенном преступлении или через 10 дней, если это было мотивированное ходатайство.

В течение месяца возбуждают дела, когда проводят оперативно-розыскные мероприятия, документальные проверки. В результате потерпевшему и исполнителю противоправного действия направляют постановление. Другим заинтересованным лицам законом не предусмотрено сообщать об исходе дела.

Судебная и следственная практика показывает, что никто не ждет истечения 3 дней, если дознаватель обнаружит явные, неоспоримые признаки противоправных действий. Возбуждение дел происходит без замедления. Потерпевшим тоже сразу сообщают, что дело заведено, началось полноправное расследование.

В процессуальных вопросах по ведению уголовных дел существуют важные пункты:

  1. сроки по возбуждению дел фиксируются, в зависимости от признаков преступления могут быть открыты или начаться процессуальные действия в течение 3, 10 суток или месяца;
  2. возбуждают дела после оформления постановления;
  3. дознание должно вестись не дольше 2 месяцев, но процедуру продлевают на законных основаниях до года;
  4. предварительное следствие начинают на основании постановления, заканчивают обвинительным заключением;
  5. обвиняемого знакомят со следственными материалами, ограничений по срокам в этом случае нет.

Человек, обвиненный в совершении преступления должен подписать протокол, но может перед подписанием подать ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке, судебной коллегией или присяжными заседателями.

Нарушение требований законодательства предусматривает определенную меру ответственности виновного лица. Чем серьезней проступок, тем выше ответственность за него. В российской системе права наказание за самые серьезные нарушения – преступления – предусмотрено Уголовным кодексом РФ. Для привлечения к уголовной ответственности необходимо соблюсти определенную процедуру, старт которой даёт возбуждение уголовного дела.

Процесс возбуждения уголовного дела полностью зависит от выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступления. Сотрудники правоохранительных органов при поступлении информации о каком-либо происшествии или факте, входящим в их компетенцию, проводят доследственную проверку. В рамках этих проверочных мероприятий устанавливается суть самого события, определяется возможность отнесения его к определенному УК РФ преступлению.

Если собранные факты, содержат признаки состава преступления, то уполномоченное лицо правоохранительных органов выносит постановление о возбуждении уголовного дела.

Преступление может быть выявлено на основе обращения гражданина или в рамках оперативной деятельности силовиков. При этом не всегда обнаруженные следы преступления могут стать основанием для возбуждения уголовного дела.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ подразделяет все преступления на три категории:

  • Частного обвинения – возбуждение уголовного производства возможно только при наличии заявления от потерпевшего, а в случае его применения с виновным лицом дело может быть прекращено;
  • Частно-публичного обвинения – дело возбуждается по заявлению потерпевшего, но прекратить расследование он не может;
  • Публичного обвинения – для начала расследования или уголовного преследования достаточно выявления признаков преступления.

Разделение преступлений поданным категориям обвинения зависит от степени общественной опасности и тяжести того или иного противоправного деяния.

Порядок возбуждения уголовного дела предусматривает наличие поводов для этого. Перечень которых содержится в УПК РФ и не подлежит дополнению или расширительному толкованию. Согласно ст. 140 указанного кодекса возбудить уголовное дело можно при наличии следующих поводов:

  • Заявление о преступлении – может быть как от потерпевшего, так и от любого иного лица;
  • Явка с повинной – приход виновника в правоохранительные органы с заявлением о совершенном преступлении;
  • Информация о преступлении, совершенном или готовящемся, из различных источников – это может быть информация СМИ, оперативные сведения и т.д.;
  • Поступление в правоохранительные органы материалов для уголовного преследования на основании вынесенного по этому поводу постановления прокурора.

Повод для начала уголовного преследования обязательно указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела и не может быть изменен на протяжении всего предварительного следствия, а также судебного процесса.

Практика показывает, что большинство уголовных дел возбуждается на основании заявлений граждан в органы внутренних дел. Отметим, что уголовное дело может быть возбуждено только после проведенной по заявлению проверки. Даже если в заявлении будет прямо указано лицо, которое необходимо привлечь к уголовной ответственности, то возможно это будет только после проверки, изложенных фактов и наличии достаточных оснований для возбуждения дела. Кстати, именно малоинформативное заявление может стать поводом для отказа в возбуждении. Дело в том, что сотрудники полиции крайне ограничены по времени для проведения проверки и в результате не всегда могут оперативно собрать необходимый объем сведений. Это позволяет им вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В то же время, если в заявлении четко и подробно раскрыто максимум информации о противоправном деянии, то с большой долей вероятности, дело будет возбуждено.

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела можно обжаловать. Для этого подается соответствующее заявление вышестоящему руководителю, а также в прокуратуру. После проведенной проверки заявления гражданина, а также оценки объема собранных сведений по заявлению, прокурор может направить материал на дальнейшую проверку для возбуждения уголовного дела.

Также отказ можно обжаловать в судебном порядке, при наличии весомых доказательств, что он носит необоснованный или незаконный характер.

Ошибочно полагать, что помощь адвоката при возбуждении уголовного дела нужна только подозреваемому т.е. лицу в отношении которого ведется уголовное преследование. Заявитель по делу нуждается в квалифицированной юридической помощи не меньше. Особенно это актуально при обращении в правоохранительные органы.

Хороший адвокат знает, как завести уголовное дело, поэтому сможет подготовить заявление и все необходимые документы таким образом, чтобы исключить вероятность отказа в возбуждении дела. Если же отказное постановление будет все же вынесено, то специалист сможет оперативно обжаловать его и добиться справедливого наказания для виновника.


Возбуждение уголовного дела: пособие для «чайников»

Решение о том, что уголовное дело должно быть возбуждено, принимается дознанием и следствием. В обязанность должностных лиц входит принятие сообщения о совершенном преступлении, а также о том, которое готовится в течение 3 суток с момента уведомления об этом. Срок рассмотрения уг.дела – 14 дней с момента, когда суд выносит решение о том, что необходимо разбирательство относительно виновности конкретного лица или группы граждан.

Сообщение проверяется, и в ходе этого должностные лица получают объяснения, истребуют документы, образцы, служащие для сравнительного исследования.

Кроме того, в ходе проверки органы дознания и следствия:

  • назначают экспертизу;
  • принимают участие в ее производстве;
  • анализируют экспертное заключение;
  • осматривают место совершения противоправного деяния;
  • проводят осмотр предметов преступления и т.д.

Действия должностных лиц называются процессуальными: но в них, принимают участие и третьи лица. Им разъясняют права, обязанности. Например, человек имеет право не свидетельствовать против себя, а также в отношении лиц, находящихся с ним в кровной связи.

Кроме того, к делу он имеет право привлекать адвоката, жаловаться на действия или бездействия должностных лиц правоохранительных органов. Участники могут быть осведомлены о том, что они не имеют права разглашать информацию, которая касается производства по делу до передачи его в суд.

По ст. 141 УПК оно может быть сделано в любой форме. Письменное заявление подписывается человеком, который пришел сообщить о том, что было совершено преступное деяние. Если сообщение передано устно, оно фиксируется в протоколе, который подписывается заявителем. В документе отражаются его данные, а также сведения о его документах.

Заявитель предупреждается о том, что он несет ответственность за передачу уполномоченным органам информации, которая является заведомо ложной. Это установлено в ст. 306 УПК РФ.

ВАЖНО: так как при передаче заявления о правонарушении идентифицируется личность заявителя, то закон исключает заведение уголовного дела по сведениям из анонимного источника.

Включает три этапа, последовательно меняющих друг друга:

  1. Вынесение соответствующего постановления. В документе указывается дата, место и время, повод, основание, квалификация преступного деяния.
  2. О том, что правоохранительными органами вынесено постановление, сообщается прокурору, заявителю и подозреваемому.
  3. Прокурор проверяет факт заведения уголовного дела на требования законности и обоснованности. Он имеет право потребовать от следствия материалы проверки. По ст. 37, ч.2 УПК в срок, не позже 10 суток с момента заведения уголовного дела, его отменить.

Составление документа подчиняется общим правилам:

  1. С правой стороны указывается адресат, к которому обращается гражданин, например, следователь.
  2. С этой же стороны прописываются полные данные заявителя.
  3. В середине – наименование документа. Например, гражданин может воспользоваться такой формулировкой, как «заявление о преступлении».
  4. В середине заявления прописываются обстоятельства, при которых произошло правонарушение. Они излагаются лаконично и кратко. Заявитель должен перечислить все имеющиеся у него доказательства правонарушения.
  5. В документе гражданин указывает на требование о возбуждении уг.дела.
  6. В заявлении делается сноска о том, что гражданин осведомлен об ответственности за ложный донос.
  7. Документы, свидетельствующие о преступлении, прикладываются к заявлению.
  8. Проставление даты, подписи.

Заявление передается представителю уполномоченного органа.

Порядок возбуждения уголовного дела

В судебной практике существует 2 вида уголовных производств:
  1. Уголовное дело публичного обвинения. Подразумевает возбуждение уголовного производства по отношению к лицу, совершившему или подозреваемому в преступлении. Заявителем в данной ситуации может быть не только пострадавший, но и свидетель, а также другие лица.
  2. Уголовное дело частно-публичного обвинения. Заявителем в данном случае может выступать исключительно пострадавшая сторона или ее законный представитель. Такое уголовное производство не может быть прекращено из-за примирения сторон.

Уголовное дело может быть возбуждено только при наличии веских доказательств или серьезных поводов. Для принятия правоохранительными органами решения заявитель должен предоставить достаточное количество фактических данных о совершенном преступлении. Подать заявление может как пострадавший, так и третье лицо. Также это право имеют сотрудники правоохранительных и надзорных органов.

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека

Стадия возбуждения уголовного дела представляет собой начало течения уголовного судопроизводства в качестве деятельности, это его первая стадия. Как и любая иная стадия уголовного суда, возбуждение уголовного дела – это период времени, в течение которого подлежит осуществлению определенного рода деятельность уголовно-процессуального характера, которая называется проверкой сообщения или заявления о преступлении.

В этом и заключается сущность данной стадии.

Возбуждение уголовного дела — это не только решение процессуального характера, не только институт права, хотя, безусловно, и таковые могут именоваться возбуждением уголовного дела, это, в первую очередь, этап, который всегда существует, если имеет место уголовное судопроизводство.

Расследование осуществляется только за возбуждением уголовного дела. Это означает, что возбуждение уголовного дела обязано предшествовать проведению дознания и предварительного следствия и не может образовывать его этапа.

Независимый характер стадии возбуждения уголовного дела устанавливается тем, что она представляет из себя целый этап деятельности уголовно-процессуального характера и соответствующих правоотношений, притом ни одно уголовное дело не может миновать данный этап, образоваться вне этого этапа.

Сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в исследовании и разрешении сообщений и заявлений о преступлении и производстве, в определенных случаях, действий процессуального характера (получение объяснений, производство ревизий и проверок документов, истребование определенных материалов), которые направлены на установление характерных признаков преступления для того, чтобы принять законное и обоснованное решение, связанное с возбуждением либо отказом в возбуждении уголовного дела.

Есть группы лиц, которые в разбирательстве уголовного дела участия принимают, но исполнять действия, направленные на его возбуждение, не вправе. Здесь можно указать такие лица, как:

  • дежурные сотрудники, принимающие жалобы от потерпевших;
  • оперуполномоченные, выполняющие непосредственные розыскные мероприятия;
  • частные обвинители и адвокаты пострадавшего лица;
  • судьи, не имеющие таких полномочий.

Таким образом, можно отметить, что закон устанавливает строго регламентированный спектр лиц, имеющий право на инициацию судебного разбирательства при наличии конкретных оснований.

Если у следствия нет ни свидетельств от заявителя, ни явки с покаянием, то поводом для старта следствия могут стать извещения разного типа, принятые из различных источников, в том числе – и безымянных.

Записка, телефонный разговор, другой анонимный способ донесения информации не в состоянии инициировать официального расследования.

Но, если должностное лицо считает, что полученная им информация, заслуживает внимания, никто не мешает ему, среагировать на нее и при получении подтверждения о запланированном или содеянном криминале, подать рапорт, который и станет предлогом для продолжения работы.

Рапорт нечасто становится основанием для производства, потому что сотрудники полиции не считают нужным усложнять себе жизнь и проверять информацию, поступающую к ним из анонимных источников.

Вот почему имея информацию о злоумышленнике или преступлении, важно не бояться подать официальное заявление и сообщить лицу при исполнении все, что известно. Иначе в противном случае правонарушитель может избежать заслуженного наказания.

Постановление прокурора выступает поводом, которое способно возбудить уголовное дело, в случае выявления им преступных деяний в ходе прокурорско-надзорной деятельности. Сюда же относятся объяснения, акты, рапорты, которые были оформлены в результате личного наблюдения прокурора.

С момента приобретения статуса самостоятельного повода, которое предназначено для возбуждения дела, постановление прокурора стало юридическим фактом. С ним закон связывает возникновение у следователя, дознавателя юридической обязанности принять решение о возбуждении уголовного дела или отказе в этом.

Данное постановление вызывает уголовно-процессуальные отношения. С его появлением начинается процессуальная деятельность по принятию решения о возбуждении дела и начинают исчисляться сроки.

Рассмотрим алгоритм действий касательно сообщения о преступном акте и принятии решения:

  • Гражданин должен написать заявление об осуществленном опасном действии в отношении самого гражданина или иных лиц, имущества или интересов. Параллельно слова фиксируются в протоколе, затем гражданин должен поставить на нем свою подпись и подтвердить его правдивость.
  • Сотрудники уполномоченного органа разъясняют заявителю его права и ответственность, юридические последствия и риски уголовного наказания при даче заведомо ложных сведений.
  • Гражданину выдается талон о факте принятия заявления с указанием даты и времени. Также фиксируется должность и ФИО ответственного сотрудника, который будет вести данное делопроизводство.
  • По факту принятого заявления выполняется проверка. На протяжении 3 суток следователь или ответственное лицо должен вынести вердикт, при этом данный период может продлеваться до 10 дней или до 30 дней при принятии решения ответственным органом. В основном срок продлевается по преступлениям экономической и налоговой квалификации. Причиной этому является то, что требуется получение документов от налоговой инспекции и иных органов доя нахождения подтверждений опасного деяния.
  • Через данный период выносится вердикт: возбуждение делопроизводства, отказ от начала делопроизводства, направление делопроизводства по соответствующей последовательности. Дело может перенаправляться в иную инстанцию, если, например, преступный акт был осуществлен на границе с иным районом, или если дело причисляется к категории частного обвинения (намеренное нанесение легкого вреда и прочее).
  • Гражданин получает уведомление о принятом вердикте. Если уголовное делопроизводство начато, заявитель оперативно об этом извещается.
  • Начало досудебного следствия.

Отметим, что непосредственно со дня открытия уголовного дела появляется подозреваемый гражданин.

Согласно УПК РФ рассматривается значимая для уголовного дела документация:

  • Постановление о начале уголовного делопроизводства. Данная стадия предполагает наличие подозреваемого, однако обвинения еще нет и требуется сбор доказательной базы.
  • Постановление о переводе подозреваемого в статус обвиняемого. На данной стадии разъясняются права и ответственность, проводится допрос, поскольку сотрудники следственного органа должны доказать факт совершения преступления конкретным гражданином.
  • Обвинительное заключение выступает ключевым документом, после чего обвиняемого должны ознакомить с материалами дела и зафиксировать данные действия в протоколе. Данный документ включает описательную и резолютивную части, также к нему прикладывается перечень граждан, требуемых для вызова на заседание по рассмотрению дела в суде. Прикладываются справки о вещдоках, наличии гражданского искового заявления, предпринятых мерах обеспечения данного иска, конфискации собственности, судебных затратах и прочем.

В связи с этим период ознакомления с материалами дела фактически не лимитирован.

Возбуждение уголовного дела: основания, порядок, поводы

Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса — это неотъемлемая, имеющая первоочередное значение часть комплекса мероприятий, направленных на восстановление справедливости, в частности наказание виновных в совершении противоправных, опасных для общества действий. Уяснив, что первая стадия – это возбуждение уголовного дела, нужно детально рассмотреть поводы к выполнению данного действия ответственными лицами.

В качестве таких поводов выступают источники сведений о совершении противоправных действий. Они воспринимаются законом как юридический факт. Согласно 140 статье УПК РФ существует всего 4 повода:

  • заявление о совершении преступления или его подготовке;
  • явка с повинной лица совершившего преступное действие;
  • сообщение о совершении противоправных действиях полученное из любых других источников;
  • постановление сотрудника прокуратуры о направлении материалов в компетентные органы для решения вопроса о возможном преследовании.

Возбуждению уголовного дела в УПК РФ отведено достаточно большое значение. В связи с этим нужно рассмотреть все возможные поводы более детально.

В российских уголовных процессах потерпевший (потерпевший) имеет равные с подсудимым и прокурором права присутствовать на судебном заседании, давать показания, вызывать свидетелей, допрашивать свидетелей, спорить во время вынесения приговора и даже осуществлять судебное преследование по делу (в судах присяжных) если он или она не согласны с ходатайством прокурора об увольнении.

Потерпевший или кто-либо еще, понесший убытки в результате предположительно преступных действий подсудимого, имеет право подать гражданский иск о возмещении материального ущерба или реституции, который будет рассматриваться вместе с уголовным делом. Гражданская сторона может затем присоединиться к гражданским ответчикам, помимо обвиняемого, для ответа на иск, например, к страховой компании или опекуну обвиняемого.

В уголовных делах судья первой инстанции созывает двадцать предполагаемых присяжных заседателей, выбранных случайным образом из списков присяжных, чтобы они предстали перед судом в день судебного разбирательства. Судья задает вопросы присяжным, чтобы удостовериться в их квалификации, и стороны (включая потерпевшего) могут представить письменные вопросы, которые будут заданы судьей, чтобы определить, предвзяты ли присяжные и, следовательно, могут быть оспорены.

После подачи заявления ответчику предоставляется возможность сделать свое заявление. Прежде чем сделать это, судья информирует подсудимого о праве хранить молчание и не свидетельствовать против себя, родных и близких. Хотя обвиняемые обычно дают свои показания в начале судебного разбирательства (это является обычной практикой), некоторые судьи по уголовным делам позволяют ответчику давать показания позднее в ходе разбирательства.

В Уголовном-процессуальном праве все принципы довольно взаимосвязаны. Выше мы обозначали некоторые принципы и процедуры, которые, казалось бы, довольно косвенно относятся к срокам. На самом деле сроки – это прямое следствие из данных принципов.

Так, например, принцип достаточности доказательств подразумевает и соблюдение сроков. Если процедура была нарушена, то доказательства не будет считаться достаточными, а значит, они теперь не являются и собственно самими доказательствами.

Стоит понимать, что на стадии возбуждения уголовного дела, лицо по сути является невиновным. Оно лишь подозревается в совершении преступления и даже когда фактически все является очевидным (например, лицо задержали с поличным), с точки зрения закона оно опять-таки невиновно. Поэтому с точки зрения закона не только он должен соблюдать обязанности, данные ему в УПК, но и следователи, которые должны вовремя возбудить уголовное дело, а также вовремя закончить расследования.

Раздел VII. Возбуждение уголовного дела (ст. 140 — 149)

Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а автору с большим трудом удается представить себе человека, радостно спешащего на прием к прокурору или на допрос к следователю. Да и профессиональные сутяжники – это явление, пока не характерное для нашей страны.

Остальные всеми правдами и неправдами стараются по возможности избегать общения с отечественной правоохранительной системой. Но, с одной стороны, это иногда просто невозможно, о чем прекрасно знают предприниматели, которых постоянно посещают незваные гости из ОБЭП и ему подобных подразделений. А при осуществлении, например, охранно-детективной деятельности или внешнеторговых сделок постоянный контакт с правоохранительными органами подразумевается изначально. С другой стороны, сплошь и рядом возникают ситуации, когда человеку самому приходится обращаться в правоохранительные органы за помощью и защитой.

Но гражданин, выстрадавший заявление и принесший его в ближайшее отделение милиции, не застрахован от неожиданностей. Прежде всего будет удивлен тот, кто наивно полагает, что в милиции его с распростертыми объятиями встретят идеальные сотрудники образца советского телесериала «Следствие ведут знатоки». Не в меньшей мере заблуждаются и те, кто надеется увидеть там «Робокопа» или, например, слегка нетрезвых суперменов из бесконечных сериалов про «Ментов».

Нет, уважаемые, в «дежурке» вы увидите обычных людей, для которых вы сами, как и принесенное вами заявление, – это дополнительная работа, от выполнения или невыполнения которой размер зарплаты не зависит. А потому бурной радости приход очередного заявителя обычно не вызывает. Дальнейшие же события развиваются по сценарию, зависящему от порядочности и исполнительности сотрудника, к которому вы обращаетесь, а также от организации работы в данном конкретном подразделении.

«Это неправильно, – возможно, подумает читатель, которого Бог миловал от общения с нашими правоохранителями. – Не должно быть так, чтобы в каждом отделении к гражданам относились одинаково неприветливо. Ведь правоохранительные органы не частная лавочка, а существующая на средства налогоплательщиков государственная структура». И хотя такое мнение вполне обоснованно, проблема приема обращений от граждан сотрудниками правоохранительных органов все же имеет место. Причем ситуация настолько серьезна, что, несмотря на регулярно проводимые проверки и наказания нарушителей, факты «отфутболивания» заявителей или непринятия должных мер по обращениям граждан и организаций остаются обычным и широко распространенным явлением.

Общение с людьми, обращения которых в компетентные органы были проигнорированы адресатом, показывает, что многие из них убеждены в несовершенстве закона, регламентирующего процедуру разбирательства по обращениям граждан. Но они заблуждаются – процедура прохождения обращения гражданина в любой правоохранительный орган и принятия по нему решения регламентированы законом довольно четко (имеется в виду заявление о преступлении и ином правонарушении). Однако так уж повелось, что для любого чиновника, к числу которых относятся и сотрудники правоохранительных органов, на первом месте не закон, а инструкция, приказ. Понимая эту российскую (и не только) специфику, руководители ряда правоохранительных органов в последнее время провели важную работу – издали соответствующие инструкции, регламентирующие каждый шаг чиновника, к которому с соответствующим заявлением обратился гражданин.

Теперь несколько слов о сроках рассмотрения заявления о преступлении. Здесь, так же как при оформлении заявлений, на первом месте не инструкция, а закон, а именно – Уголовно-процессуальный кодекс. В соответствии со статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения. Правда, часть 3 указанной статьи позволяет продлить срок проверки до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ­ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок аж до 30 суток.

Если все приведенные выше сроки прошли, а из милиции – ни слуха ни духа, есть повод поинтересоваться результатами разбирательства. Вообще-то пункт 34 Инструкции, дублируя часть 2 статьи 145 Уголовно-процессуального кодекса, возлагает на органы милиции обязанность информировать заявителя о принятом решении по сообщению о происшествии. Заявителю даже должно разъясняться его право обжаловать принятое решение и ­порядок обжалования.

Однако бывает и так, что в проверочном материале имеется бумага о том, что заявитель якобы уведомлен о принятом решении, а тот об этом и знать ничего не знает. В таком случае на свои вопросы относительно судьбы заявления заявитель обычно получает уклончивые ответы, что работа, мол, ведется, что ответ будет выслан или уже отправлен и когда-нибудь вы его получите. Такое поведение работников милиции должно насторожить заявителя, его надо расценивать как сигнал к началу активных действий.

Не ждите наступления странной даты «когда-нибудь». Если истекли установленные законом для проверки сроки, а вам в ответ несут подобный бред – пишите жалобу прокурору с требованием обязать такой-то отдел или его начальника уведомить вас о принятых мерах и решении.

Не помогло такое обращение – смело идите в суд. Как и отказ в приеме сообщения о преступлении (ч. 5 ст. 144 УПК РФ), так и бездействие можно обжаловать в суд. Текст жалобы, разумеется, может быть любым, но главное, чтобы из него было ясно:

Все описанные выше шаги преследуют, по сути, единственную цель – принятие заявления правоохранительным органом, его регистрацию и возбуждение уголовного дела. Соответственно, начинается уголовное дело с поступления к уполномоченному на его возбуждение лицу ­соответствующей информации.

Многие читают Уголовный кодекс, указывают на статью и говорят, что надо, мол, посадить злодея за такое-то преступление. Однако не все так просто, как может показаться. Государство не сразу реализует свое право наказания преступника. Этому моменту предшествует многоступенчатая процедура, начало которой мы рассматриваем. В целом же она включает в себя такие элементы, как возбуждение уголовного дела, проведение расследования, судебное разбирательство и некоторые другие. Такая процедура детально регламентирована уголовно-процессуальным правом, ­подзаконными актами, которые упоминались выше.

Соответственно, возбуждение уголовного дела – это первая и обязательная стадия уголовного процесса. Можно сравнить эту стадию судопроизводства с фундаментом многоэтажного дома. Малейшая неточность при закладке фундамента приводит к тому, что огромная конструкция складывается как карточный домик.

Также и здесь: небольшая оплошность – и уголовное дело «развалится». И останется заявитель ни с чем. Правда, от заявителя здесь, собственно, и зависит-то не много. Он, пожалуй, может лишь проявить определенную настойчивость, требуя от сотрудника правоохранительного органа или надзирающего за ним прокурора скорейшего принятия решения по поданному заявлению. Требования свои можно предъявлять в любой форме: писать письма, жалобы, запросы, ходить на личный прием к руководителям правоохранительного органа.

Повторюсь еще раз – мы сегодня рассматриваем ситуацию, когда пришлось столкнуться с неквалифицированной работой сотрудников правоохранительных органов. Если же по заявлению гражданина или обращению от имени юридического лица работа правоохранителями ведется качественно, то честь им и хвала, а заявителю в подобном случае остается лишь по мере возможности помогать сотрудникам правоохранительных органов: являться по вызовам, приносить документы и т.п.

Так вот, когда вместо работы по вашему обращению вы видите бездействие должностных лиц, то предлагаемый сегодня материал может быть полезен. Ведь эффективное оспаривание столь специфического бездействия возможно только тогда, когда подающий жалобу человек понимает, в чем же суть стадии возбуждения уголовного дела.

А происходит на этом этапе работы правоохранительных органов следующее. Здесь компетентные органы и должностные лица должны проанализировать поступившую информацию – поводы для возбуждения уголовного дела, к которым, кроме рассмотренного выше заявления о ­преступлении, относятся:

  • Свежие
  • Посещаемые

Достаточно подробная правовая регламентация порядка возбуждения уголовного дела подчеркивает важное процессуальное и социальное назначение этой стадии. Она напрямую связана, с одной стороны, с соблюдением конституционных принципов, например, неприкосновенности личности и жилища, презумпцией невиновности, а с другой — с обеспечением принципа уголовного права, т.е. неотвратимостью наказания за совершенное преступление.

Успешное осуществление целей и задач уголовного судопроизводства в значительной степени обусловлено тем, насколько своевременно, законно и обоснованно органом дознания, следователем, мировым судьей (по делам своей подсудности) будут приняты решения о возбуждении уголовного дела и начале предварительного расследования.

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела складывается из трех элементов:

— действий при поступлении повода к возбуждению уголовного дела;

— способа проверки наличия оснований и отсутствия противопоказаний к возбуждению уголовного дела;

— принятия и оформления решений.

Уголовно-процессуальный закон дает исчерпывающий перечень субъектов возбуждения уголовных дел. К их числу относятся дознаватель (ч. 1 ст. 146 УПК РФ), органы дознания (ст. 157 УПК РФ), следователь (ч. 1 ст. 146 УПК РФ), руководитель следственного органа (ч. 1 ст. 146 УПК РФ), мировой судья по делам, подсудным ему в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ (п. 4 ч. 2 ст. 30 УПК РФ).

Приведенный перечень субъектов расширительному толкованию не подлежит. Давая понятие об органах дознания, закон (ст. 40 УПК РФ) относит к ним целый ряд государственных органов и должностных лиц, полномочных возбудить уголовное дело и провести по нему неотложные следственные действия либо дознание, заменяющее предварительное следствие. Число таких органов и должностных лиц с годами возрастает. Так, например, в новом УПК РФ к органам дознания отнесены представители службы судебных приставов (п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ), главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (п. 3 ч. 3 ст. 40 УПК РФ).

Важно подчеркнуть, что закон (ч. 1 ст. 146 УПК РФ) говорит не о предоставлении этим субъектам права решить вопрос о возбуждении уголовного дела, а предписывает, т.е. обязывает эти органы в каждом случае обнаружения признаков преступления возбудить уголовное дело и принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и их наказанию. Однако в новом УПК 2001 г. появилась новелла относительно того, что принять решение о возбуждении уголовного дела названные выше органы могут только с согласия прокурора (ч. 1 ст. 146 УПК РФ). По-видимому, это было связано с важностью акта возбуждения уголовного дела, который порождает серьезные правовые последствия для участников уголовного процесса. В настоящее время законодатель отменил необходимость получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела.

К сожалению, УПК РФ в обновленной Федеральными законами от 5, 6 июня и 24 июля 2007 г. редакции, сняв некоторые проблемы, возникавшие при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, вместе с тем заложил новые. Причем, на наш взгляд, такого характера, которые могут быть разрешены лишь посредством внесения изменений и дополнений в действующий УПК.

В чем суть проблем, возникших в связи с решением вопросов о возбуждении уголовного дела?

Концептуально укрепляя процессуальную независимость следователей и дознавателей, законодатель освободил их от необходимости получать согласие прокурора на возбуждение уголовного дела. Более того, теперь прокурор, оставаясь должностным лицом, на которое возложен надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, лишен одного из эффективных средств устранения нарушений закона, каковым было предоставленное ему право при наличии соответствующих оснований возбудить уголовное дело. В соответствии со ст. 146 УПК РФ, регламентирующей общий порядок и сроки возбуждения уголовного дела, при наличии повода и оснований, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа или следователь в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным законом, возбуждает уголовное дело. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен «выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных… нарушений уголовного законодательства». Аналогичный вывод следует из норм, содержащихся в ст. ст. 20 и 21 УПК. На настоящий момент за прокурором сохранено лишь право давать согласие на возбуждение уголовного дела дознавателю, но только по делам частного и частно-публичного обвинения (ч. 4 ст. 20 УПК РФ)[49].

Досудебное следствие до возбуждения уголовного дела

Статья 144 УПК РФ обязывает уполномоченных сотрудников правоохранительных органов проверять все заявления о совершённых преступлениях. В случае выявления фактов, подтверждающих нарушение уголовного права, будет возбуждено уголовное дело. Это первая стадия уголовного процесса.

На возбуждение дела или отказ в этом по факту рассмотрения заявления законом отводится 3 дня. При наличии важных причин, срок рассмотрения заявления может быть продлён до 10 дней. Для этого дознаватель или следователь должны подать соответствующее ходатайство. В некоторых случаях срок продляют до 30 суток, но при условии необходимости проведения экспертиз и иных оперативно-розыскных мероприятий.

Порядок возбуждения дела зависит от полномочий конкретного должностного лица, а также от должности подозреваемого и вида его преследования.

В 50 статье Конституции РФ сказано, что нарушение порядка возбуждения уголовного дела приводит к признанию всех последующих действий недействительными.

Источники получения сведений о преступлении считаются достаточными поводами для возбуждения дела, если доказан факт нарушения закона.

Статья 140 УПК РФ выделяет 4 повода для возбуждения уголовного дела:

  • Заявление потерпевшего или свидетеля о совершённом или готовящемся преступлении.
  • Явка преступника с повинной.
  • Иные сообщения о преступлении.
  • Постановление прокурора о направлении материалов дела в компетентные органы для принятия ими решения об уголовном преследовании.

Рассмотрим эти основания подробнее.

Помимо заявления о преступлении от потерпевшего или свидетеля, возможно возбуждение уголовного дела на основании информации о нарушении закона, которая была получена правоохранителями из иных источников.

Таким источником могут быть даже сообщения в СМИ о совершённом или готовящемся преступлении. Несмотря на то, что эти сообщения не подаются в следственные органы и прокуратуру, эти учреждения обязаны проверить факты, о которых заявляют авторы сообщений.

Если в сообщении будут найдены факты, формирующие состав преступления, то проверившее их должностное лицо обязано составить рапорт. На основании этого рапорта, в соответствии со статьёй 143 УПК РФ, возбуждают уголовное дело.

Основаниями считаются данные о совершении преступления, которые обоснованы какими-либо доказательствами.

При определении оснований для возбуждения уголовного дела учитывают:

  • Обстоятельства, о которых появилась информация.
  • Уровень знаний о них. На его основании определяют вероятность совершения преступления подозреваемым.

В первую очередь, основаниями для уголовного дела считаются данные об объекте и объективной стороне преступления.

Данные о произошедшем нарушении закона нужно рассматривать с учётом их объёма и характера. При достаточном количестве данных, доказывающих обстоятельства, важные для квалификации преступления, возбуждают уголовное дело. Но нужно понимать, что квалификация преступления в постановлении о возбуждении дела основана на предположениях. В процессе расследования дела они могут измениться.

Если при проверке заявления или иных источников фактов о совершении преступления оказывается, что оснований для возбуждения уголовного дела нет, то уполномоченные лица должны принять постановление об отказе в его возбуждении.

Согласно 24 статье УПК РФ основаниями для отказа являются:

  • Отсутствие состава преступления.
  • Отсутствие подтверждения факта преступления.
  • Истечение срока давности, установленного в отношении этого преступления.
  • Смерть обвиняемого или потерпевшего. Но если необходимо возбудить дело для реабилитации умершего человека, то данное основание не применяется.
  • Отсутствие заявления потерпевшего.
  • Отсутствие судебного заключения о наличии признаков преступления в действиях лиц, перечисленных в статье 448 УПК РФ.

Отказав в возбуждении уголовного дела следственные органы прекращают уголовное преследование. Заявитель и прокурор получают копию постановления об отказе в возбуждении дела в течение 24 часов.

Гражданин РФ вправе обратиться в полицию и попросить возбудить уголовное дело. Порядок этой процедуры таков:

1. Гражданин приходит в отдел полиции города или района с письменным обращением — заявлением, в котором содержится просьба о возбуждении уголовного дела, а также указаны основания для этого действия.

К заявлению можно приложить копии документов, подтверждающих уголовное деяние.

2. Выдача свидетельства-уведомления о принятии заявления.

Согласно части 4 статьи 144 УПК лицо, принявшее документ, должно выдать уведомление, где будут указаны его данные, дата и подпись.

3. После подачи заявления работник органа дознания, он же – дознаватель, должен взять у заявителя показания и расспросить все, касательно сложившейся ситуации.

Кроме того, могут быть опрошены свидетели, специалист может потребовать представить документы, предметы, которые установят сведения по делу.

Все обстоятельства и характеристика преступления, которые узнает дознаватель, будут изложены на бумаге и заверены подписью работника органа дознания.

4. На следующей стадии все документы подаются следователю или прокурору.

Запомните, только прокурор может завести уголовное дело.

В некоторых случаях это право даётся следователю или дознавателю, но у этих должностных лиц должно быть письменное согласие со стороны прокурора.

Дело будет заведено, если:

  • Прокурор обнаружит признаки преступления, просматривая документы.
  • Следователь самостоятельно обнаружил уголовное деяние, разбирая другие дела. Специалист, как правило, должен с ходатайством обращаться к прокурору и просить его согласие на рассмотрение нового уголовного дела.
  • Дознавателю необходимо провести неотложные следственные действия, обозначенные в части 1 статьи 157 УПК РФ. Обычно орган дознания так же, как и следователь, обращается с ходатайством к прокурору.
  • В органы поступило сообщение о преступлении, совершенном публично, в отношении частного лица. Заметьте, что на месте потерпевшего должен быть человек, находящийся в зависимом состоянии, либо не воспользовавшийся своими полными правами на защиту. Как правило, органы не могут медлить и им необходимо провести расследование.

5. Прокурор либо возбуждает уголовное дело, направляя его в судебную инстанцию, либо пишет отказ о возбуждении.

Заметьте, что ни один другой государственный служащий, кроме прокурора, не может возбудить уголовное дело.

О том, возбудили ли уголовное дело, обратившемуся гражданину обязательно сообщат. Обычно на его указанный адрес направляют письменное решение. Стоит знать, что существует и немного другой порядок возбуждения и рассмотрения уголовных дел. Он зависит от вида данного дела.

Например:

1. Дело частного обвинения, предусмотренного статьями 115, 116, 128.1 УК РФ.

В этом случае заявитель должен обратиться к мировому судье. Именно он принимает заявление от потерпевшего.

Такие дела, как правило, могут прекратить, если стороны примирятся (ч.2 ст. 20 УПК РФ).

2. Дело частно-публичного обвинения, описанное в статьях 131, 132, 137 — 139, 145 — 147, 159 — 159.6, 160, 165 УК РФ.

При рассмотрении таких дел невозможно примирение сторон. Заявление также пишется на имя мирового судьи.

Обвиняемый по таким делам, как правило, понесет наказание (ч.3 ст. 20 УПК РФ).

Запомните: если гражданин не может сам защищать свои права по причине зависимости или беспомощности, то дело создаётся автоматически – в общем порядке.

3. Дела публичного обвинения, указанные в статье 447 УПК РФ.

Они рассматриваются так же, как и предыдущие, только с публичной оглаской, если стороны такого захотят.

Возбудить дело может представитель органа дознания, следователь, согласно статье 146 УПК РФ.

Завести дело нельзя просто так, для этого необходимы веские основания.

Согласно части 2 статьи 140 УПК РФ, прежде всего, прокурор смотрит на данные, которые должны указывать на всевозможные признаки совершенного деяния и подтверждать его. Такие сведения должны отражать внешнюю и внутреннюю сторону преступления, сделанного против законов РФ.

Определяя наличие признаков, прокурор, либо лицо его заменяющее – следователь, дознаватель – отмечает:

  • Что является объектом преступления.
  • Было ли событие общественно опасным и противоправным.
  • Каким способом было совершено преступление.
  • Какие средства, орудия, приспособления использовались для воздействия на потерпевшего.
  • Где было совершено противоправное деяние, в какое время.
  • Какова личность преступника, известны ли какие-либо факты из биографии подозреваемого. Например, был ли он судим, является ли вменяем.
  • Каков возраст лица, совершившего преступление. В РФ уголовная ответственность наступает с 14 и 16 лет.
  • Какова была цель, мотив и умысел преступления.

Также учитывается, имеются ли основания для отказа, перечисленные в статье 24 УПК РФ. Если они отсутствуют, то уголовное дело возбуждается.

Представители органов обязаны принять и рассмотреть любое поступившее сообщение о преступлении в течение 3 дней.

Кроме того, за это время прокурор, либо лицо его заменяющее, должен вынести решение – возбудить уголовное дело и направить его на расследование, либо отказать в возбуждении дела (ч.1 ст. 144 УПК РФ).

Срок рассмотрения вашего обращения может быть продлен до 10 дней, согласно той же статье. Это происходит только тогда, когда необходимо провести:

  • Судебную экспертизу.
  • Контроль и достоверность документов.
  • Проверку предметов, орудий убийства и т.п.
  • Обследование трупа.

Бывает такое, что прокурор увеличивает срок рассмотрения дел до 30 дней. Именно этот период требуется, чтобы провести мероприятия, направленные на розыск и проверку чего-либо или кого-либо (часть 3 ст. 144 УПК РФ).

Конечно же, каждое решение будет обоснованным. Если срок рассмотрения вашего обращения увеличат, то об этом вы точно узнаете. Согласно ст. 145 УПК РФ в милиции должны сообщать заявителю о решении. Кроме того, вам должны рассказать о праве обжалования вынесенного решения.

Но бывает и так, что обратившийся не уведомлен, хоть и по бумагам в органах написано другое. Прозвоните по телефону, придите лично и попробуйте узнать, на каком этапе застряло ваше дело. Если в ответ вы услышите уклончивые фразы, то стоит написать заявление с жалобой прокурору.

Определяя решение о создании дела по порядку уголовного кодекса, представитель прокуратуры, следственного комитета обязательно руководствуется важным документом – статьей 24 УПК РФ.

Соответственно ей, существуют некоторые условия для отказа. Перечислим их:

  • Деяние не было совершено, и это доказано фактами.
  • Нет признаков, указывающих на возможное преступление.
  • Истекли сроки давности, предусмотренные частью 1 статьи 78 УК РФ.
  • Наступила смерть обвиняемого.
  • Потерпевший отказывается подавать заявление, либо забрал его из полиции.
  • Совершенное преступление, предусмотренное одной статьей, «перекрывает» новый уголовный закон.
  • Суд вынес решение, что не было замечено противоправных деяний в действиях генерального прокурора РФ, председателя СК РФ (п.2 и п.2.1 ст. 448 УПК РФ).
  • Не наступил возраст, с которого наступает уголовная ответственность.
  • Антиобщественные мысли и идеи не были воплощены в реальном деянии.
  • Наказание должно наступить не по уголовному законодательству, а административному, гражданскому.

В течение суток решение об отказе должно поступить на руки заявителю.

Он зависит от вида данного дела.

Например:

1. Дело частного обвинения, предусмотренного статьями 115, 116, 128.1 УК РФ

В этом случае заявитель должен обратиться к мировому судье. Именно он принимает заявление от потерпевшего.

Такие дела, как правило, могут прекратить, если стороны примирятся (ч.2 ст.20УПК РФ).

2. Дело частно-публичного обвинения, описанное в статьях 131,132, 137-139, 145-147, 159-159.6, 160, 165 УК РФ

При рассмотрении таких дел невозможно примирение сторон. Заявление также пишется на имя мирового судьи.

Обвиняемый по таким делам, как правило, понесет наказание (ч.3 ст.20 УПК РФ).

Запомните: если гражданин не может сам защищать свои права по причине зависимости или беспомощности, то дело создается автоматически – в общем порядке.

3. Дела публичного обвинения, указанные в статье 447 УПК РФ

Они рассматриваются так же, как и предыдущие, только с публичной оглаской, если стороны такого захотят.

Возбудить дело может представитель органа дознания, следователь, согласно статье 146 УПК РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *